16.4. Безопасность проверена!

Безопасная среда обитания, сохранение здоровья и защита окружающей среды – темы, волнующие всех граждан нашей планеты. Все чаще звучат аргументы, выдвигаемые авторитетными учеными, политическими и общественными деятелями о том, что если мы – земляне не одумаемся и не перестанем бездумно расточать блага, даруемые природой, то она – природа может жестоко за это отомстить.


Изменение климата, появление новых неизлечимых заболеваний, исчезновение отдельных видов животных и растений – свидетельство того, что это не шутки. О том, как относятся к этим важным вопросам в развитых странах, мы рассказали в предыдущем материале (см. стр. 4–7). Подробнее же о положении дел в Украине мы пригласили рассказать президента Всеукраинской общест­венной организации «Живая планета», заместителя председателя Технического комитета по стандарти­зации ТК 82 «­Охрана окружающей природной среды Украины», председателя подкомитета «Оценка жизненного цикла»
Светлану Валерьевну Берзину.


Светлана Валерьевна, расскажите, пожалуйста, когда и с какой целью возникла украинская программа экологической сертификации и маркировки?


C.В. Идея о разработке и внедрении программы возникла в 2002 году, когда специалисты-экологи нашей организации познакомились с проектом Tacis–ЕС по внедре­нию систем экологического менеджмента, а также с его руководителем – Роландом Бланком. Суть этого проекта состояла в том, чтобы построить и внедрить системы экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001 на базе пяти украинских предприятий. Изучив стандарты и опыт европейских и азиатских стран, мы пришли к выводу, что не смотря на добровольное применение, экологические информационные инструменты оказывают значимое влияние на формирование потребительского спроса на продукцию с улучшенными экологическими характеристиками.


В то время в Украине об экологических стандартах, связанных с оценкой продукции, практически никто ничего не знал. Попытки использовать различные рейтинги для присвоения эко-знаков были как у общественных, так и у коммерческих организаций. Но все они имели мало общего с сертификационной системой. Учиться мы поехали в Германию. Там программа экологической маркировки (многокритериальной сертификационной системы оценки экологических преимуществ продукции) была построена еще в 1978 году, а знак экологической маркировки «Blue Angel», является самым популярным из всех существующих.


В процессе работы над программой мы ставили перед собой главную цель – содействовать формированию в нашей стране рынка эко-товаров и услуг на основе международных стандартов.
Орган экологической сертификации продукции был создан в 2003 году в рамках Всеукраин­ского проекта «Развитие устойчивого (сбалансированного) производства и потребления в Украине» при содействии Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и Министерства экологии и природных ресурсов Украины.


В конце 2003 года мы подали заявку на между­народную аккредитацию, а уже в 2004 году стали членами Глобальной сети экологической маркировки (GEN) – международной ассоциации органов экологической сертификации и маркировки в соответствии с ISO 14024.


На какие виды продукции распространяется экологическая маркировка?


C.В. Согласно действующему Техническому регламенту об экологической маркировке, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 18.05.2011 №529, в Украине программа экологической маркировки может распространяться на все виды товаров и услуг, за исключением фармацевтических препаратов и табачных изделий.


Украинская программа экологической марки­ровки имеет в активе стандарты, которые устанавливают экологические критерии для оценки преимуществ товаров в 40 категориях, а услуг – в 4 категориях.
Сейчас в процессе разработки находятся стандарты, которые будут устанавливать экологические критерии для строительных сухих смесей, гипсокартона, продуктов переработки молока и мяса, а также услуг оптово-розничной и розничной торговли.


Что означает украинский знак экологической маркировки? Признается ли он другими странами мира? Как соотносится с обозначениями аналогичного назначения, принятыми в этих странах?


C.В. Украинский знак экологической маркировки «Зеленый журавлик» подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям экологических критериев. Это определяет ее преимущества по отношению к аналогичной продукции, представленной на рынке ­и соответствующей общепринятым государственным требованиям.


2004 года «Зеленый журавлик» включен в международный реестр и является эквивалентом аналогичных знаков 27 сертификационных систем 60 стран мира.


Обязательна ли сертификация для производителей? Какова процедура ее прохождения?


C.В. Сертификация относится к категории добровольной. Но согласно п. 4 Техни­ческого регламента об экологической маркировке, производителю запрещено использовать самодекларации экологического содержания типа «экологичный», «экологически чистый», которые указывают на общие экологические преимущества продукции без прохождения процедуры независимой оценки.


То есть, чтобы заявить об экологических преимуществах продукции, сертификацию нужно пройти обязательно.


Сначала производитель подает заявку. К ней прилагается ряд документов (протоколы испытаний, лабораторные исследования), на основании которых будет проходить документальный аудит. В течение 10 дней орган сертификации рассматривает заявку на соответствие базовым требованиям экологического стандарта. Если продукция соответствует этим требованиям, составляется план детального аудита, определяется стоимость сертификационных работ. Оценка соответствия занимает приблизительно 30 рабочих дней. При необходимости орган сертификации может назначить повторные испытания продукции или аудит производства, чтобы определить экологические показатели производства и ­дать рекомендации. Испытания пройдены – на продукцию выдается сертификат соответствия. На основании сертификата между производителем и органом сертификации подписывается лицензионное соглашение на право использования знака экологической маркировки.


Срок действия сертификата и лицензионного соглашения – 3 года. Ежегодно предусмотрен технический надзор за серти­фицированной продукцией. Также орган сертификации имеет право на проведение внеплановых проверок, например, в связи с жалобами потребителей.


Насколько потребитель может доверять маркировке? Иногда звучат хлесткие фразы в адрес производителей, использующих эко-маркировку: мол, купили сертификат, а на самом деле «колотят», как все. Что бы Вы ответили таким оппонентам?


С.В. Если Ваш конкурент комментирует «купленный сертификат», ответ прост: на публичные комментарии апеллируйте судебным иском, а сплетни – попросту игнорируйте. Если такое происходит, все прекрасно понимают что это завистливый и/или некомпетентный конкурент.


Когда речь идет о потребителе, хочу отметить важность его информирования и участия в этом процессе производителя. Значение маркировки, ее цели и принципы должны быть доведены не только до сотрудников предприятия-производителя, которые непосредственно были вовлечены в процедуру сертификации, – они должны быть интегрированы в систему корпоративной культуры.


О том, что продукция предприятия прошла экологическую сертификацию и использует знак экологической маркировки должны знать все специалисты, которые работают с продуктом и занимаются его продвижением, в том числе – дистрибьютеры, дилеры, продавцы.


Только тогда нужная информация будет донесена до потребителя, а маркировка как знак соответствия экологическим стандартам обеспечит идентификацию, достоверность и надежность оценки экологических преимуществ.


Что касается доверия к оценщику – органу сертификации, во всем мире существует единственный механизм подтверждения компетентности и объективности оценки – аккредитация. Украинский орган экологической сертификации и маркировки имеет два уровня аккредитации: национальный и международный. И если скептики могут поставить под сомнение аккредитацию в национальном органе, то международная аккредитация на все 100% гарантирует независимость.


Существуют ли еще в Украине организации, имеющие свою систему сертифика­ции и эко-маркировки – организации, ­альтернативные Всеукраинской общественной организации «Живая планета»?


С.В.: Нет. В качестве органа сертификации продукции на соответствие экологическим критериям (стандартам), разработанным согласно ISO 14024 – «Живая планета», единственная в Украине организация, ­которая имеет международную и национальную аккредитации.


Но это вполне нормальная практика и для программ других стран. Страны-члены ЕС и страны северной Европы имеют общую маркировку, для того чтобы объединять ресурсы на развитие программы и популяризацию знака. Наличие в стране нескольких идентичных по сути экологичес­ких сертификационных систем создало бы дополнительную путаницу на рынке.


Как потребитель может проверить ­оригинальность маркировки?


С.В. Каждый орган сертификации обязан вести открытый реестр сертифицированной продукции. Посетив раздел «реестр сертификатов» на сайте www.ecolabel.org.ua, потребитель сможет получить информацию: действительно ли данный продукт сертифицирован, и самое главное – действителен ли сертификат на данный момент.


 

Покупатели могут часто встретить обозначения и надписи, заверяющие о безопасности товаров. Можно ли доверять подобной информации?


С.В.: Нет. Продукцией в категории «эко» может с уверенностью называться только та, которая имеет сертификат соответствия.


Если речь идет о маркировках или декла­рациях, которые указывают на общие улучшенные экологические характеристики продукции, производитель не сертифицированной продукции является нарушителем закона. А это предусматривает определенные последствия: изъятие рекламных материалов и продукции (с целью замены упаковки), штрафные санкции.


Декларации из категории «без…» какого-то либо «популярного» нежелательного вещества – от лукавого, поскольку опасное­ вещество может быть заменено на не менее опасный аналог.


К тому же, стоимость сертификационных­ ­работ не столь обременительна для производителя, и вполне приемлема для представителей малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупном.


Насколько украинский покупатель информирован о сути действительной экологической маркировки? Готов ли он выявлять продукцию с правильным обозначением?


С.В.: Сам знак маркировки «Зеленый журавлик» за 9 лет стал уже достаточно узнаваемым.

Однако, как показал результат независимого потребительского опроса в начале 2011 года, потребитель не всегда до конца понимает его смысл относительно той или иной категории продукции.

В связи с этим, в 2011 году был пересмотрен стандарт на знак экологической маркировки. Надпись вокруг логотипа «Екологічно чисто та безпечно» мы заменили на «Екологічний сертифікат», что указывает на процедуру независимого оценивания. Также мы стали более активно работать со СМИ и подготовили специальный кейс для производителей сертифицированной продукции на основе лучших международных практик о правильном и эффективном методе использования знака экологической маркировки.


Какую работу ведет организация «Живая планета» в сфере популяризации бережного отношения к окружающей среде и защиты здоровья от вредного влияния технического прогресса? Где читатели могут подробнее ознакомиться с действующими и перспективными программами организации?


С.В.: В первую очередь речь идет об информационной работе. В этом году мы создали специальный сайт для потребителейwww.gpp.in.ua.Там в простой и доступной форме рассказывается, как жить в дружбе с природой; как правильно оптимизировать потребление; как выбрать более безопасную и качественную продукцию, разъясняя значение всевозможных знаков и маркировки продукции.


Благодаря нашим общим усилиям с партнерскими организациями, в этом году в Украине впервые выйдет некоммерческое издание «Эко-мама» – руководство для родителей о том, как избежать негативного влияния на ребенка различных товаров и изделий. На протяжении только этого года мы провели 12 семинаров-тренингов для производителей продукции с целью повышения уровня знаний их специалистов в сфере природоохранного законодательства и популяризации технологий более чистого производства, моделей интегрированных систем управления и устойчивого развития.


Кроме работы с бизнес-организациями, «­Живая планета» системно реализует проекты и акции, направленные на сохранение видов, развитие экологического мышления и культуры, уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду.


Как и большинство общественных организаций, мы являемся и инструментом лобби, продвигем законопроекты и программы в сфере защиты природы и устойчивого развития общества. Более подробно ознакомиться с нашими проектами можно на сайте организации: www.zhiva-planeta.org.ua.

 
Профессионалы советуют
Новинки
Новости
Журнал Smile Профи
Версия для печати
Фотогалерея
Скачать презентацию
Скачать прайсы
 
 
 
© ЧП Олейников А. В., 2008-2010. Все права защищены.
При использовании материалов сайта
ссылка на www.oleinykov.ua обязательна. | Карта сайта
Дизайн: ATMA Brand Development
Программирование: Студия веб дизайна AMIWEB
ЧП Олейников А. В.
Украина, г. Днепродзержинск
ул. С. Лазо, 2
+38 (0569) 568141
+38 (0569) 568161