16.3. Технический прогресс и комфортная среда обитания. Часть 2.

 

В отличие от западных стран, в Украине система бережного отношения к окружающей среде практически не работает. Если речь идет о качестве лакокрасочной продукции, нам приходится полагаться на собственные знания, добропорядочность производителя и удачу. Поэтому украинского потребителя так притягивают товары и услуги, в названии которых присутствуют приставки: «био», «эко», «органик», «без ГМО». Вдумайтесь, до какого абсурда порой доходят названия: эко-водка, эко-маникюр, вода без ГМО. Не ощущая защиты со стороны официальных государственных структур, мы стараемся обезопасить себя. И все, что мы можем сделать – это выбрать товар с подобной надписью.


Так же обстоит дело и в лакокрасочной сфере. Этикетки пестрят надписями и картинками, заверяющими покупателя в безопасности отделочных составов. Чаще всего эти обозначения не имеют документального подтверждения и являются просто рекламными, другими словами – «завлекающими», трюками. Такой подход производителей дискредитирует истинное значение указанных надписей, а ведь есть и документально подтвержденные обозначения. Об этом подробнее.

 

Добровольная экологическая сертификация

С 2001 года в нашей стране действует Всеукраинская общественная организация «Живая планета». Ее цель – координация и объединение усилий, направленных на регулирование актуальных задач в сфере­ охраны окружающей среды, формировании экологического мировоззрения, осознанного и заботливого отношения к личному здоровью. Производители ЛКМ на добровольных началах могут подтвердить соответствие характеристик своей продукции требованиям международного стандарта ISO 14024. Данная сертификация позволяет провести независимую экспертную оценку по определенным экологическим критериям, требования которых значительно выше, чем законодательно установленные нормы. Знак экологической маркировки позволяет производителю заявлять об экологических преимуществах маркированной продукции. Водно-дисперсионная продукция нашего­ предприятия ЧП Олейников А. В. с гордостью­ носит этот знак. Краски, шпатлевки, штукатурки, грунтовки ТМ SMILE, BABY SMILE, SMILE WOOD PROTECT безопасны для здоровья людей и не угрожают окружающей среде. Первые сертификаты получены в 2007 году, их было 13. К 2012 году эта цифра выросла до 28 наименований. А это – 85% ассортимента ТМ SMILE.


Заметим, что наличие маркировки «Зеленый журавлик» должно быть подтверждено соответствующим сертификатом, ­выданным организацией «Живая планета». Именно этот знак, и не какой другой, свидетельствует об экологической безопасности продукции.


Существует еще одно выражение для определения безопасности материалов – «экологически дружественные». Применительно к лакокрасочной продукции оно точнее всего выражает суть вопроса.
Согласно п. 4 «Технического регламента по экологической маркировке» товаропроизводителям или продавцам продуктов, товаров, изделий и услуг запрещается использование экологических маркировок, являющихся нечеткими, ложными или такими, которые могут быть неправильно поняты­. Также запрещается использовать такие непроверенные декларации, как «экологически чистый», «экологически безопас­ный», «экологически благоприят­ный», «благоприятный для почвы», «не загрязняющий», «зеленый», «благоприятный для природы» и «благоприятный для озона». Применение обманных и непроверенных утверждений относительно продукции нарушает ст. 15 (6-1), 16 (1-1, 1-2), 23 (1-2, 1-4, 1-7, 1-9) Закона Украины «О защите прав потребителя». За нарушение указанных норм предусматривается административная ответственность согласно ст. 156-1 КУпАП.


Хартия «Честная торговля и конкуренция»

Нельзя не отметить еще одно важное событие уходящего 2012 года. В Украине ряд общественных организаций, ассоциации производителей, экологов, юристов и экспертов в области безопасности, качества и органического производства объединились в Хартию «Честная торговля и конкуренция». Цель такого объединения – поддержка органов государственной власти в защите интересов потребителей и добропорядочных производителей от недобросовестной конкуренции.


Хартия сразу приступила к работе. Отметим, что согласно результатам мониторинга продукции, представленной на украинском рынке, только за первый месяц работы Хартии (март 2012 г.) было выявлено 9 продуктов с неподтвержденной эко-маркировкой. Закрыт ряд сайтов, рекламирующих псевдоэкологическую продукцию. Некоторые предприятия были вынуждены внести обновления и устранить соответствующие нарушения, размещенные на официальных Интернет-ресурсах.


Все чаще мы – производители слышим о перспективе введения расширенного паспорта безопасности на лакокрасочную продукцию. Документ будет содержать информацию о присутствии вредных веществ на протяжении всей жизнедеятельности материала: производство, нанесение, эксплуатация покрытия и утилизация.


Основные принципы экологической политики предприятия ЧП Олейников А. В.

Поднимая такую важную для каждого из нас тему, мы не можем не рассказать читателю о том, что делает в сфере производства безопасной продукции наше предприятие. Ориентируясь на требования времени, обладая высоким уровнем гражданской ответственности, предприятие ЧП Олейников А. В. действует в рамках разработанной экологической политики. Назовем ее основные принципы:


• ориентация на современные европей­ские требования к экологической ­безопасности продукции;
• использование передовых технологий и современного оборудования с учетом требований по охране окружающей среды;
• замена и исключение из рецептур компонентов, наносящих вред окружающей среде и человеку;
• систематический контроль продукции на соответствие требованиям экологической безопасности с привлечением независимых лабораторий;
сертификация водно-дисперсионной продукции в системе международной экологической сертификации «Живая планета»;
• забота о мастерах-отделочниках, ежедневно подвергающих свое здоровье вредному действию лакокрасочных материалов;
• постоянное совершенствование производимых и разработка новых, экологически чистых материалов на смену традиционным, содержащим органические растворители;
• санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции;
• членство в Ассоциации украинских производителей лакокрасочных материалов и Техническом комитете по стандартизации, совместная разработка нормативных документов и адаптация международных стандартов;
• популяризация тем, касающихся производства и применения безопасных материалов.




Современный подход к организации производства

Наше производство водорастворимых материалов (ЧП Олейников А. В., г. Днепро­дзержинск) заслуживает того, чтобы сказать о нем отдельно. Современное оборудование, культура производства, обустройство территории и уборка производственных помещений – все соответствует самому высокому уровню. На предприятии действует специальная сис­тема очистки воды, позволяющая использовать ее в замкнутом цикле и не загрязнять водоемы. Воздух производственных помещений очищается прежде, чем уйти в атмосферу. Затраты на природоохранное оборудование адекватны затратам на основное технологическое оборудование.


Персонал работает в чистых условиях. Специальное высокотехнологичное оборудование (моечные машины, пыле­сосы) позволяет содержать в чистоте производственную зону.


Мы не экономим на здоровье наших сотрудников и соотечественников. Очень жаль, что предприятие, внедряя программы по экологической безопасности, действует в одиночку. Государство не только не поддерживает, а еще и всячески препятствует внедрению таких программ в виде невозврата НДС, торможения процессов регистрации и пуска предприятия. Год понадобился на строительство, а на согласование проекта и ввод предприятия в эксплуатацию – целых 6 лет!


Заключение

Вопросы безопасности материалов и защиты окружающей среды звучат сейчас все громче и громче. Из критериев оценки характеристик лакокрасочных материалов сегодня все большее количест­во потребителей ставят экологичность на второе место. Всего четыре года назад рейтинг этого показателя был не выше четвертого.


Нужны рычаги, делающие невозможным и невыгодным выпуск опасной продукции, предназначенной для широкого применения. И, напротив, для предприятий, заботящихся об охране окружающей среды и безопасности своей продукции, необходимы программы, поощряющие такие действия.

Опять хотим сослаться на европейский опыт: в Испании предприятия, внедряющие мероприятия по охране окружающей среды, имеют соответствующие льготы по налогообложению.


Завершить такой серьезный разговор мы хотели бы словами выдающегося человека – лауреата Нобелевской премии мира 1952 г., врача, философа, музыканта Альберта Швейцера: «Технический прогресс налицо. Наука движется вперед невиданными темпами, поставляя цивилизации новые идеи, технологии, материалы и целые отрасли производства. Но становится ли сама цивилизация человечнее, мудрее и осторожнее? Безусловно, нет!» (И. Трахтенберг «Книга о ядах и отравлениях» стр. 357)


Есть также и оптимистичное продолжение этой мысли, указывающее правильное направления движения: «Это отнюдь не означает, что мы лишены всякой возможности изменить мир. Пусть не сразу и не весь, пусть хотя бы в пределах своего непосредственного влияния».

Позволим себе акцент: давайте делать то, что каждый может в пределах своего непосредственного влияния!

 
Профессионалы советуют
Новинки
Новости
Журнал Smile Профи
Версия для печати
Фотогалерея
Скачать презентацию
Скачать прайсы
 
 
 
© ЧП Олейников А. В., 2008-2010. Все права защищены.
При использовании материалов сайта
ссылка на www.oleinykov.ua обязательна. | Карта сайта
Дизайн: ATMA Brand Development
Программирование: Студия веб дизайна AMIWEB
ЧП Олейников А. В.
Украина, г. Днепродзержинск
ул. С. Лазо, 2
+38 (0569) 568141
+38 (0569) 568161