11.2. Энергосбережение. Актуальная тема


«Топить можно и ассигнациями», – эти слова выдающегося русского ученого Д. И. Менделеевастали афоризмом. Мы произносим их, когда хотим убедить собеседника в экономической нецелесообразности его доводов или в чрезмерной расточительности. Такой смысл вкладывал в них и автор, обращаясь в ХІХ веке к российским нефтепромышленникам, призывая не использовать нефть в качестве топлива, а заняться ее более глубокой переработкой. Сегодня эти слова опять звучат актуально и, на наш взгляд, эта фраза из иносказательной перешла в разряд буквальных. Цены на энергоносители – газ, продукты переработки нефти (бензин, керосин, дизельное топливо) – выросли так значительно, что деньги, уплаченные нами за отопление, действительно «вылетают в трубу». Процесс усугубляется и тем, что наши дома, теплотрассы, эстакады, промышленное оборудование с точки зрения расходования энергоресурсов на отопление или кондиционирование, находятся в плачевном состоянии. По оценке Института стратегических исследований, около 70% жилого фонда Украины построено до 1970 г.; изношенность основных фондов составляет 60%. Потери тепла огромны. В среднем, учитывая уровень потребления газа на душу населения и уровень ВВП, мы расходуем в 3–4 раза больше этого теплоносителя, чем наши европейские соседи. Энергоемкость услуг в 2,5 раза превосходит аналогичные показатели европейских стран. Получается, мы «отапливаем улицу» и платим за это «ассигнациями» из собственного кошелька.


Прочитав эти строки, можно воскликнуть: «Опять нытье! Надоело слышать, что у нас все плохо! Сколько можно?!» Согласны: и нам надоело. Тем более, что нас ждет интересная тема. Поэтому меняем вектор нашего разговора и переходим к конкретным вопросам: сокращение теплопотерь, знакомство с материалами, улучшающими микроклимат в помещении, правильное их использование. Специалисты, занимающиеся вопросами энергосбережения, настаивают: достичь снижения потребления теплоносителей на отопление здания можно, решая задачу комплексно. На первое место в этой программе они ставят модернизацию систем инженерного обеспечения – установку теплопункта (на 1 или 5–6 домов). В зависимости от температуры на улице, теплопункт обеспечивает подачу в дом нужного количества тепла. На второе место – установку автоматического оборудования на стояках отопления и систем горячего водоснабжения (терморегуляторов, клапанов). На третьем месте – установка приборов поквартирного учета потребленной тепловой энергии. И только после выполнения этих условий специалисты советуют приступать к утеплению здания! Иначе хорошего эффекта достичь не удастся.


В случае многоквартирного дома непросто выполнить такую программу. Для жильцов это слишком дорого. На поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится. Вот граждане и используют как руководство к действию пословицу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Другими словами, стараются защитить свой кошелек и сохранить оплаченное тепло, кто как может. Начинают не с первых, а с последнего пункта описанной выше программы. Хозяева квартир готовятся к холодному сезону. В результате фасад многоквартирного дома начинает напоминать лоскутное одеяло. С каждым днем количество таких лоскутов увеличивается. Частный сектор также интенсивно утепляется.


Производители реагируют быстро. Есть спрос – появляется предложение! Принцип развития рынка. Сегодня рынок предлагает потребителю различные технологии и специальные материалы, позволяющие решить вопросы энергосбережения. Среди них – утепление минеральными материалами (базальтовые и на основе стекловолокна), пенополистиролом, сухими и готовыми к применению теплоизоляционными штукатурками. Пример материалов нового типа – теплоизоляция, в составе которой есть мельчайшие парафиновые шарики. При нагревании они размягчаются, а при понижении температуры застывают, регулируя, таким образом, температуру в помещении.


Круг предложений все время расширяется. Мы не преследуем цель познакомить читателя со всеми перечисленными системами (это сложно и утомительно). Каждая из них имеет право на жизнь. Но мы считаем своим долгом остановиться на некоторых свойствах очень популярного в наше время пенополистирола и рассказать о характеристиках покрытия, которое он образует.

Пенополистирол. Следует знать!

Канцероген. Полистирол получают путем полимеризации стирола. После вспенивания гранул определенной марки этого продукта образуется пенополистирол. Этот конечный полимерный продукт содержит остаточное количество стирола, который, выделяясь в процессе эксплуатации в окружающую среду и проникая сквозь стены здания внутрь жилых помещений, наносит вред здоровью человека, так как является канцерогеном. Стирол накапливается в печени человека. Опасно и то, что под воздействием тепла, света, кислорода, УФ-излучения, полистирол активно разрушается с выделением стирола. И этот процесс продолжается в течение всего срока эксплуатации материала.


Горюч. Пенополистирол легко горит.Скорость распространения огня в 1,5–2 раза выше, чем по сухой древесине (приблизительно 36,7 см/мин). В расплавленном состоянии пенополистирол выделяет большое количество тепла (в 3–4 раза больше, чем древесина сосны). Группа горючести согласно ДСТУ Б. В. 2.7-19-95 (ГОСТ 30244-94) в зависимости от марки пенополистирола – Г3, Г4. На память приходит трагический случай, произошедший в 2009 г. в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми (Россия), повлекший смерть 156 человек. Быстрому распространению огня способствовали пенопласт, который использовался как изоляционный материал потолка, пластиковая отделка стен, скопившаяся на потолке пыль. Кроме того, горящие материалы выделяли высокотоксичный дым, который привел к смертельному отравлению людей. В жилищном строительстве не разрешается использовать материалы групп горючести выше Г1. В связи с этим очень серьезно звучит вопрос: «Как стало возможным использование пенополистирола с группами горючести Г3, Г4 для утепления жилых помещений?»


Непрочный. Пенополистирол обладает низкими прочностными характеристиками. Ремонт теплоизоляционного покрытия проблематичен. Сложно выполнить ремонт поврежденных участков, сохранив первоначальный эстетичный вид объекта.


Внимание

Сегодня строители настолько увлеклись применением пенополистирола, что перестают оштукатуривать наружные стены, монтируя материал на черновую поверхность стены. Швы кладки (то ли кирпичной, то ли из шлакоблока) чаще всего содержат щели и пустоты. Пренебрежение необходимой отделкой, плохое прилегание теплоизоляционного материала приведут к тому, что теплоизоляция просто не сможет выполнить возложенные на нее функции, а покрытие будет быстро разрушаться


Недолговечен. Производители пенополистирола заявляют, что продолжительность его службы – 15–20 лет. Но это касается высококачественного материала импортного производства. К сожалению, стараясь сэкономить на материалах, мастера закупают полистирол низкой ценовой категории. Срок его службы – до 8 лет. Разрушаясь, пенополистирол превращается в порошок. Через некоторое время придется проводить серьезные реставрационные работы.


Вреден для окружающей среды. Пенополистирол в виде утеплителя, отслуживший свой срок, или в виде остатков после монтажа наносит огромный вред окружающей среде. Продукты разложения отравляют почву, водоемы, воздух! Кроме того, применение материалов низкого качества (пенополистирола, армирующей сетки, клеевой смеси) и не всегда достойный профессиональный уровень исполнителей отделочных работ приводит к тому, что эффект от потраченных денег не соответствует тому, на который рассчитывал заказчик.

Достойная альтернатива

В течение последних двух лет специалисты предприятия ЧП Олейников серьезно занимались вопросами энергосбережения и в этом году вывели на рынок новые продукты – краску SMILE SD-54 и штукатуркуSMILE SD-59, образующие покрытия с теплосберегающим эффектом. Это достойная альтернатива широко распространенному сегодня пенополистиролу.


Краска SMILE SD-54 и штукатурка SMILE SD-59 – материалы группы тонкослойной теплоизоляции. Обладая низким коэффициентом теплопроводности, который достигается благодаря присутствию специальных наполнителей (пустотелых или заполненных инертным газом микросфер), они сокращают теплопотери через поверхность, на которую нанесены. Готовые к применению, удобные в работе, быстросохнущие краска и штукатурка позволяют выполнить утепление в короткое время без лишних промежуточных этапов. Главное – покрытие получается целостным, гладким и прочным. В противовес негативным характеристикам пенополистирола поставим очень важные позитивные качества покрытий, образуемых штукатуркой SD-59 и краской SD-54.


Высокие теплосберегающие свойства материалов подтверждены испытаниями в лаборатории сертификационных исследований противокоррозионных изоляционных покрытий трубопроводов ФМИ Национальной Академии Наук Украины им. Г. В. Карпенко. Протокол № 16 от 23.02.2011 г.


Низкая горючесть. Согласно испытаниям, проведенным Украинским НИИ Пожарной Безопасности МЧС Украины, штукатурка и краска SMILE SD относятся к материалам группы горючести Г1. Протоколы№ 155/3Ц/1-2011, №156/3Ц/1-2011 от 29.06.2011 г. Их можно применять для утепления жилых помещений!


Материалы прошли добровольную экологическую сертификацию, о чем свидетельствует соответствующая маркировка – «Зеленый журавлик». Потребитель увидит ее на упаковке. Продукты SMILE SD не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.


В случае механического повреждения покрытия, дефект легко устранить. Достаточно прогрунтовать место изъяна, вновь заштукатурить и восстановить декоративный слой.


Прочностные характеристики штукатурного покрытия SMILE SD в 5–8 раз выше, чем у пенополистирола.


Через 10 лет со штукатурным слоем ничего не произойдет. Потребоваться может лишь мелкий ремонт и повторное окрашивание фасада. Мы рассмотрели некоторые стороны актуального вопроса – энергосбережения. Предлагаем продолжить знакомство с этой темой на следующих страницах журнала.

 
Профессионалы советуют
Новинки
Новости
Журнал Smile Профи
Версия для печати
Фотогалерея
Скачать презентацию
Скачать прайсы
 
 
 
© ЧП Олейников А. В., 2008-2010. Все права защищены.
При использовании материалов сайта
ссылка на www.oleinykov.ua обязательна. | Карта сайта
Дизайн: ATMA Brand Development
Программирование: Студия веб дизайна AMIWEB
ЧП Олейников А. В.
Украина, г. Днепродзержинск
ул. С. Лазо, 2
+38 (0569) 568141
+38 (0569) 568161